Расположение гостиного двора в центре площади рядом со зданием ратуши или в одном объеме с ней характерно для городов ХVI, ХVII, ХVIII и начала XIX веков.
Застройка гостиного двора в центре современной площади Свободы формировалась на протяжении нескольких веков. Первоначально здание было построено в стиле классицизм. Протяженное по длине, двухэтажное здание имело в центре четырехколонный портик. Угловые части здания фланкировали трехэтажные башни со скошенными углами. Он имел С-образный план и состоял из нескольких двух-трехэтажных зданий. Пластика фасадов, выходящих на площадь, подчеркивала его членение на отдельные объемы. Первый этаж отдавался под торговые помещения.
*Гостиный двор после реконструкции Ф. Крамером имел прямоугольную форму и внутренний дворик. Здесь находились административные помещения, лавки, магазинчики и жилые комнаты. Приезжие могли разместиться в нем на ночлег, сытно поесть и хорошо отдохнуть. "Гостиный двор наполнен лучшими магазинами, лавками и погребами... В подвальном этаже устроены галантерейные, москательные и фруктовые лавки; перед фруктовыми в прямой линии расставлены квадратные зеленые столы, на которых во всякое время года, особенно летом и осенью, найдете лимоны, апельсины, сливы и разных сортов яблоки и груши... Во втором этаже помещаются довольно богатые магазины, чайные, шелковые, суконные и вообще с красным товаром... В третьем этаже помещаются жилые комнаты"* .
В 30 - е годы XIX века к зданию с южной, северо-восточной и северной сторонам была пристроена торговая галерея. Одновременно происходит и застройка внутреннего двора. Таким образом, к середине XIX века общий план квартала, в основном, сформировался.
В начале XX века владелец части здании в квартале гостиного двора частично с юго-западной стороны, полностью с северной и частично с юго-восточной стороны - М. Г. Айзенштадт предпринял перестройку зданий, входящих в его владение, изменив при этом не только этажность и расположение дверных и оконных проемов, но и сам архитектурный стиль здания. Новое решение фасадов здания удачно вписалось в существующую градостроительную ситуацию. На высоком художественном уровне были выполнены декоративные элементы фасадов и интерьеров, являющихся чрезвычайно редкими образцами стиля модерн в Минске.
У гостиного двора весьма богатая биография в более позднее время. Здесь находилось Минское отделение Азовско-Донского банка с правлением в Санкт-Петербурге. Оно открылось 1 августа 1908 г. Сам банк существовал с 1871 г. В начале XX века его основной капитал составлял 20 млн. рублей.
Самая крупная реконструкция гостиного двора была проведена в 1909г. Тогда часть комплекса была надстроена на один этаж, а декор фасадов обработан в стиле модерн. В начале XX века здесь был купеческий клуб, во время первой мировой войны - госпиталь и камерный театр. В 1914 г. в купеческом клубе выступал Владимир Маяковский.
В 1917 г. здесь размещался областной исполнительный комитет Западного фронта, проходили совещания большевиков, конференции РСДРП. Не случайно дом называли "минским Смольным".
В 20 - е годы XX века была разобрана торговая галерея. А в 30-е годы подверглась реконструкции значительная часть здания, построенная по проекту архитектора Ф. Крамера.
Во время войны юго-восточная часть гостиного двора была превращена в руины прямым попаданием авиабомбы. Остальные уцелевшие здания на пл. Свободы были заняты гитлеровцами. В них находилось СД-абвер, контрразведка. 15 февраля 1944 г. гитлеровцы приговорили здесь к смертной казни антифашиста Фрица Шменкеля, которому было 28 лет.
После второй Мировой войны в части здания № 4 разместился республиканский НКГБ.
В 1946 году произошел большой пожар в двухсветном зале, для восстановления здания был выполнен проект А. Шалимо.
В 1946 году пожар уничтожил часть здания с северной стороны, вследствие чего часть здания была понижена на один этаж, исчез изначальный двухсветный зал. В 1959 году было снесено угловое здание.
В настоящее время комплекс бывшего гостиного двора и прилегающие к нему постройки - один из интересных памятников архитектуры Минска. На этом сооружении можно изучать смену архитектурных стилей XVIII-XX вв., эволюцию городской застройки.